Eurosport.ru рассказывает о селекции дортмундской «Боруссии» - команды, которая после сверхудачного старта сезона в последних матчах слегка замедлила ход, но всё равно вправе гордиться своей работой на трансферном рынке.
На примере вице-чемпиона Германии вообще легко убедиться, что в выборе футболистов обычно преуспевают клубы, где есть четко сформулированная, проверенная годами модель игры. Модель, под которую (и исходя из которой) и подбираются новички. Однако в случае дортмундцев риск ошибки даже меньше, ведь подобный прогрессивный подход умножается еще и на незаурядное мастерство тренера.
В точности определить потенциал футболиста и присущие ему сильные и слабые черты – уже само по себе искусство. Однако мысленно вписать исполнителя в узор общекомандной игры и оценить (опять же мысленно), как он там смотрится на фоне партнеров, - это искусство вдвойне, искусство, я бы сказал, куда более высокое. В широте кругозора, кстати, и заключается основное отличие между наставниками средней руки и профессионалами высшей пробы – категории, к которой, несомненно, принадлежит возглавляющий желто-черных Юрген Клопп. Специалист, чьим базовым качеством является великолепный вкус к совершенно конкретному футболу – комбинационному и на высочайших скоростях, 46-летний немец изначально рассматривает любого новичка сквозь призму системы игры в целом. И именно поэтому почти не ошибается в выборе.
Ровно поэтому же, кстати, покинув «Боруссию», ее бывшие лидеры в новых коллективах обычно не могут обрести себя. Даже в таких суперклубах, как «Реал» и «Манчестер Юнайтед», которые на момент прихода туда Нури Шахина и Синдзи Кагавы возглавляли мэтры: Жозе Моуринью и сэр Алекс Фергюсон. Однако ни у турка, ни у японца (в случае Кагавы, продолжающего выступление на «Олд Траффорд», правда, нелишне будет употребить смягчающее смысл высказывания слово «пока») не получилось блеснуть в командах-грандах – и, сдается мне, по совершенно конкретной причине. Очутившись вне системы, позволившей им как игрокам резко подняться в цене и максимально полно раскрыть собственный потенциал, и Синдзи, и особенно Нури с грустью обнаружили, что сами по себе они умеют на поле не столь и много. Что, по-моему, только подчеркивает качество селекционной и подготовительной работы, которую из года в год проводит ни на кого не похожий тренер Клопп.
Впрочем, сколь бы уникальным ни был футбол «Боруссии», первой из ведущих команд молниеносно преодолевающей центр поля преимущественно через короткий и средний пас, со стилем игры других клубов ее стиль, естественно, сопоставим. Хотя бы на уровне отдельных элементов и принципов, на уровне отдельных черт – и вот на это отдаленное сходство явно и ориентируется Клопп, проводя отбор и отсев новичков. К примеру, пополнивший ряды желто-черных минувшим летом греческий защитник Сократис Папастатопулос ранее выступал за «Вердер», при Томасе Шаафе тоже стремившийся делать всё на космических скоростях. Предыдущим же клубом Генриха Мхитаряна был «Шахтер», под руководством Мирчи Луческу пытающийся комбинировать под стать «Баварии» и «Барселоне» - высокотехнично и высокоинтеллектуально – и в лучших матчах действующий именно так.
Слегка выпадает из общей картины разве что пришедший из «Сент-Этьена» Пьер-Эмерик Обамеянг, чей ангажемент, видимо, объясняется тем, что «Боруссия» испытывала острую нехватку подобного реактивного атакующего игрока. По крайней мере, ни чаще всех в мире отдающий передачи пяткой Марко Ройс, ни поразительно здорово для классического центрфорварда видящий поле Роберт Левандовский этим козырем не выделяются: их основной плюс – скорость принятия решений, а отнюдь не скорость бега.
Вернемся, однако, к селекции дортмундцев, проводя которую, Клопп опирается на точные знания, но не выпускает из головы и психологический аспект. Дружности и спаянности коллектива немец вообще уделяет огромное внимание и за счет этого отсеивает плохо подходящих желто-черным игроков еще на стадии репетиций и смотрин. А значит – и резко сокращает процент потенциальных ошибок.
Наконец, существует такая вещь, как клубный опыт. И именно в случае «Боруссии», между прочим, чуть ли не лучше всего убеждаешься, что это определение совсем не пустой звук: умение выбирать игроков присуще желто-черным очень давно – я бы даже заметил, исторически. Удачные покупки неоднократный чемпион Германии стабильно совершал и при других успешных тренерах – Оттмаре Хитцфельде и Маттиасе Заммере, когда практиковал абсолютно иной стиль игры и иначе выстраивал селекционную политику. В частности, 15 и почти 20 лет назад новички дотмундцев в основной своей массе принадлежали к числу либо уже признанных звезд (Штефан Ройтер, Жулио Сезар, Андреас Меллер, Юрген Колер и Паулу Соуза), либо были футболистами совсем не юными (Марсио Аморозо, Йенс Леманн и Ян Коллер). В общем, искусство выбирать игроков для «Боруссии» - самая настоящая характерная черта. Как клубный герб или же клубная генеалогия.
P.S. Что хочется отметить от себя после прочтения и публикации статьи. Тезис о том, что Пьер-Эмерик Обамеянг выпадает из игры, я бы посчитал ошибочным: габонец просто играет совершенно иначе, ему не нужно играть в миллионы стеночек, чтобы быть опасным. И, соответственно, так же реже, как создается впечатление, на него играют. Его эффективность в минимуме действий на поле и в скорости: когда его выводят на перспективную позицию или хотя бы на открытый участок поля, этим и заканчивается взаимодействие с ним. Именно в силу своей быстроты лишние "стеночки", перепасовки только мешают его движению, тормозят его. Поэтому говорить о выпадении Обамеянга из игры с 5 голами на счету, явная ошибка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий